NEW SALE
Самое новое, свежее, проверенное, лучшее!
Страницы: 1 2 След.
ШКОЛА СЕМИГНОМОЧЕК. Развитие речи
 
у нас уже была теме про артикуляционную гимнастику, но это далеко не всё, что от носится к развитию речи. https://shkola7gnomov.ru/users/lenaalena/blog/post/1417
итак, предлагаю выкладывать тут всё, что связано с развитием речи (кроме развития мелкой моторики) - это наверно лучше отдельно. давайте именно речь (понимание и говорение)
 
Осень полезно рассматривать картинки с детьми и все рассказывать, кто во что одет, какого цвета, что делает, какое время года, характерные черты и тд
Очень полезно задавать ребенку вопросы, чтобы он думал
Хорошо разговаривать по телефону
 
Прорабатывайте разные ситуации общения в игре с игрушками, куклами, животными.
 
Все что ребенок увидел на улице и на что вы обратили его внимание, потом это проиграйте дома
 
Lisionock, это очень правильный подход. Я даже так делала когда нам 3-4 месяца было...
 
такая темка в школе уже есть: https://shkola7gnomov.ru/users/mamarishi/blog/post/1411
школу семигномочек мы создавали для сбора и пополнения информации по определённым тематикам, предлагаю её дублежом не засорять. в текущих темках мы не сможем уйти от дублежа, так как наш коллектив растёт и винить новичков не есть хорошо, но школа - это копилочка, которую создали и пополняют прежде всего "старички". не думаю, что для школы мы исчерпали все темы.
 
MamArishi, ой, а специально смотрела - и не нашла такой темы :-|
Ну пусть уж остается...
 
diana, и с какой целью ты оставила данную тему? Чтобы новички по поиску находили эту темку, пополняли её и не видели изночальную и более обширную (если задашь в поиске "Развитие речи", то поймёшь о чем я)? Жаль, что не достучалась....
 
Lisionock, да, неудачно получилось - можешь свои комменты перенести в  ту тему, которую указала Лена (мама Ариши)
 
Ча-ча-ча
Придумывайте простые рифмованные строчки, проговаривайте их или напевайте во время игры, на прогулке, во время купания. Вскоре ребенок запомнит и научится заканчивать фразу словом в скобках

Ча-ча-ча — мы увидели (грача);

Чу-чу-чу — на прием идем к (врачу);

Жа-жа-жа — есть колючки у (ежа);

Цу-цу-цу — мы поесть несем (птенцу);

Ла-ла-ла — у гусей по два (крыла);

Ко-ко-ко — не ходите (далеко);

Ом-ом-ом — мы найдем красивый (дом);

Ух-ух-ух — загоняй коров, (пастух);

Ра-ра-ра — дождик капает с (утра);

Бы-бы-бы — выросли в лесу (грибы);

Ой-ой-ой — нам пора идти (домой); и т.д.
 
Кошка и котята
Вам потребуются: карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей.

Покажите ребенку карточку с изображением кошки, обсудите все детали картинки, обратитесь к ребенку с просьбой показать, где у кисы ушки, глазки, хвостик.

Спросите, как киса разговаривает, а как она мурлыкает, где живут кошки, что они едят, как их надо подзывать (кс-кс), пусть ребенок повторит. Затем покажите картинку с изображением котят, сравните их с изображением взрослого животного (котята маленькие, ушки, лапки и хвостик у них маленькие, котята пьют молочко и очень любят играть и т.д.). Изобразите тонким голосом мяуканье котят,

попросите ребенка повторить, а теперь, грубее — мяуканье кошки и, снова, котят. Пробуйте это делать вместе с ребенком.

Аналогично можно играть с изображениями взрослой собаки и щенков.

Игра способствует развитию речи, обучает навыкам классифицирования.
 
орова
Вам потребуются: карточки с изображениями коровы и теленка.

Покажите малышу картинку с коровой. Вспомните все, что вы с ним знаете о корове (большая, рогатая, дает молоко и т.д.), изобразите коровье мычание. Попросите ребенка повторить. Затем покажите картинку с изображением теленка, сравните ее с предыдущей картинкой, обсудите отличия (маленькие рожки, ушки, нос и т.д.). Имитируя теленка, мычите тонким голосом, делайте это вместе с ребенком. Назовите синонимы слова теленок (бычок, телочка). Прочитайте малышу народную белорусскую потешку:

Ой, бычок, мой бычок,

Золотистый бочок,

Рога твои бодливые,

Копытца топотливые.

Ты иди, не топочи,

Не бодайся, не мычи:

Спят ещё ребятки,

Утром спится сладко!
 
Курочка Ряба
Прочитав сказку «Курочка Ряба», обыграйте ее сюжет.

Покажите ребенку игрушку-курочку, назовите ее Рябой.

Пусть малыш изобразит, как курица кудахчет, как машет крыльями и т.д. Поставьте курицу на стол и положите рядом с ней круглый мелкий предмет (шарик от пинг-понга, крупную бусину и т.п.), объясните крохе, что это — яичко.

Возьмите игрушку мышку (важно наличие хвоста),покажите, как мышь может смахнуть хвостиком яичко на пол.

Отдайте мышку ребенку, а сами изображайте плачущих бабку с дедом, побудите малыша пожалеть вас. Можете поменяться ролями. Так можно обыгрывать все читаемые сказки, недостающих героев можно условно заменять любой другой игрушкой. Провоцируйте ребенка произно- 26

Глава 2 Развивающие игры для детей второго года жизни сить знакомые по тексту слова, петь песенки. Прочитав книжку, рассматривайте картинки, обращая внимание на все детали, спрашивая у ребенка, как зовут того или иного персонажа, что он делает, как выглядит.

Игра способствует развитию речи, навыков сопоставления вербальных и визуальных образов.
 
Учим стихи
Чаще читайте ребенку коротенькие ритмичные стихи (четверостишия), например, Агнии Барто «Лошадка», «Зайка», «Мячик» и т.п. Перед тем, как произнести последнее слово, делайте паузу. Вскоре ребенок сам начнет добавлять нужную рифму.

Своими словами перескажите малышу своими словами знакомое ему поэтическое произведение, например, начало «Мухи-цокотухи», понаблюдайте за его реакцией: понял ли он, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, слышал ли ребенок раньше о главном герое стихотворения. Прочтите оригинал.

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
 
Теремок
Читая малышу сказку, изменяйте голос, при озвучивании тех или иных персонажей, имитируйте их звуки: «Бежит мышка-норушка», — пищите, как мышка. Просите ребенка изобразить, как квакает лягушка, рычит волк. После нескольких прочтений делайте паузу перед названием того или иного героя сказки, побуждайте малыша назвать его.

Ищите на картинках все то, о чем рассказывается в сказке, обращайте внимание на детали. Ищите дверь у теремка, окна, крышу. Просите кроху показать руками, какой большой был медведь, какая маленькая — мышка. Обыграйте сказку с игрушками. Теремок можно построить из кубиков.

После того, как ребенок прослушает сказку несколько раз,  задавайте ему вопросы: кто первым пришел к теремку; кто появился потом, кто раздавил теремок и т.п.

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.
 
Что где лежит
Задавайте ребенку вопросы о предметах, между которыми прослеживается прямая связь, рассказывайте о предметах, название которых не знакомо малышу:

Что у нас лежит в хлебнице? (Хлеб)

Что я насыпаю в сахарницу? (Сахар)

Чем ты мылишься? (Мылом) и т.д.

Игра способствует развитию речи, навыков сопоставления, учит находить взаимосвязь между предметами.
 
то надо знать о развитии речи ребенка

В вашей дружной семье родился малыш. Родители, бабушка, дедушка, няня, старшие дети радуются первой улыбке малыша, его лепету.
Новорожденный ребенок криками пытается выразить ощущения: холода, голода, боли или просто усталости. Мама, перевертывая дитя, разговаривает с ним: «Артемке холодно», «Артемке кушать хочется», «Хороший мой маленький мальчик» и. проч. Этот, нежный, протяжный тон речи привлекает внимание малыша, успокаивает его. Общение с ребенком обязательно и на следующих этапах жизни ребенка: мама должна разговаривать с ним, не смущаясь тем, что не получает ответа на свое обращение.
Ребенку в развитии его речи помогает повседневное общение с окружающими его людьми. Ребенок овладевает тем языком, на котором говорят с ним. Подражая речи окружающих, он учится говорить.
К концу 2-го месяца у ребенка в ответ на обращенные к нему слова появляются неосознанные движения ручками, ножками, улыбка, плач, иногда он даже издает неопределенные звуки («о», «а»... и т. п.). В это же время у него уже появляются звуковые сочетания - гуление: «агу», «агы», «бум», «бу-бу» и т. п.
В 3-4 месяца ребенок все чаще повторяет одни у. те же звуки. Он уже различает тон голоса: если с ним говорят ласково, ребенок улыбается, если строго - плачет. Ребенок слушает говорящего, видит движения его губ и сам шевелит губками, издает какие-то пока еще нечленораздельные звуки и тем самым упражняем свой речевой аппарат. Этот период становления речи имеет огромное значение, так как произносимые малышом сочетания звуков являются прекрасными упражнениями для речевого аппарата ребенка.
С 4-6 месяцев мать должна знакомить ребенка с окружающими ptj людьми, животными, предметами и игрушками, называя их. Произносимые слова малыш постепенно связывает с определенными лицами и окружающими предметами «Мяу» для него становится обозначением кошки, «ам» - собаки, «му» - коровы и т. д. Причем матери в своем обращении следует употреблять как «полные» слова (кошка, корова, собака и т. д.), так и «лепетные», например: «Это кошка. Она кричит: «Мяу-мяу».
Речь взрослых должна быть несколько замедленной, четкой, чтс является особенно ценным для усвоения ее малышом
Очень полезно петь ребенку несложные детские песенки, е которых имеются повторения одних и тех же слов, например:
Бай, бай, бай,Ты, собачка, не лай!
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки... и т. д.
Взрослые должны приучать ребенка и к пониманию названий действий, конечно же, сначала используя простые слова: дай, на, упал(а), иди, открой, закрой, подай и т. д.
На первых порах родителям, задавая вопрос ребенку, следует самим же и отвечать на него, например: «Кто это пришел? Папа пришел». «Это кто? Киса».
Если с ребенком мало разговаривают и он растет «один», его речевое развитие задерживается.
Когда у ребенка нет еще слов (до года), хорошо учить его звукоподражанию: «Как коровка мычит? (Показать ему игрушку - корову.) - My», «Как собака лает? - Ав, ав», «А как петушок поет? - Ку-ка-ре-ку» и т. д.
Очень полезно многократное называние и показ одних и тех же предметов, которые вызывают интерес у ребенка, возбуждают его. В этом случае у ребенка значительно повышается восприятие. Следует учить ребенка показывать и отыскивать ту или иную игрушку или предмет: «Где мячик?», «Где зайчик?», «Покажи, где кошечка?» и т. п. Все это воспитывает у ребенка понимание речи, то есть понимание значения слов, и пусть вас не смущает, что малыш еще не может их произнести. Понимание речи является залогом будущего активного словаря ребенка.
К двум годам у ребенка уже достаточный запас слов, и надо вызывать и поощрять его речевую активность. Надо чаще задавать ему вопросы и стремиться получать ответы. В этом возрасте не надо выполнять его молчаливые (без речевого оформления) требования.
В процессе овладения речью у ребенка возникает масса вопросов. Эти вопросы должны быть удовлетворены, так как через них малыш познает окружающий мир.
С двух лет необходимо приучать ребенка к рассматриванию картинок, но первое время эти картинки должны быть простыми по своему содержанию (достаточно крупные и красочные изображения животных, игрушек). При рассматривании картинки необходимо пояснять ребенку их содержание. Можно рассказать содержание несложной книжки с картинками, но не следует перегружать ребенка трудными непонятными словами. Родителям следует помнить, что часто книжный текст труден маленьким детям, и они лучше воспринимают пересказ. Все, что взрослыми преподносится ребенку в речи, должно быть ему понятно и доступно.
В три года у ребенка часто остается неправильным произношение некоторых звуков (с, я, щ, ж, ч, ц, ш, л, р), которые могут самостоятельно исправиться к 4-5 годам.
Трехлетним детям свойственна смягченность звуков речи, замена одних звуков другими (например, «сяпка» вместо шапка, «колёва» - корова). В это время особенно важно говоричъ с ребенком, четко произнося все звуки в слове, чтобы он имел возможность усвоить правильное звуковое оформление слова и мог научиться правильно говорить.
Какими должны быть условия для правильного развития речи ребенка?
Прежде всего, он должен быть здоров. Болезни, ослабляющие организм ребенка, задерживают нормальное развитие речи.
Исключительное значение в развитии речи имеет слух. (У глухого ребенка речь без специального обучения не развивается.) Даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для правильного формирования речи.
Родителям не следует говорить слишком быстро - скороговоркой, так как дети усваивают темп речи старших.
Ребенок, поступивший в школу с неправильным произношением звуков, часто не успевает по русскому языку: пишет так же, как говорит.
Если у ребенка задерживается развитие речи или его речь неправильна (с заиканием или с нарушением звукопроизношения), обязательно обратитесь к специалистам по воспитанию правильной речи учителям-логопедам.

Диалог с ребенком, который еще не говорит. Развитие понимания речи
Этот раздел содержит описание способов общения с неговорящими детьми, у которых в активном словаре не более 3-6 слов и которые не могут или не хотят повторить за взрослым ни одного нового слова.
В таком «диалоге» взрослый исполняет две роли: самого себя (обучающего) и ребенка (обучаемого). Взрослый сам спрашивает и сам отвечает.
Цель таких «диалогов» с неговорящими детьми заключается в том, чтобы способствовать развитию у них памяти, внимания, понимания речи и вызвать желание подражать речи окружающих.
Приемы работы по развитию памяти, внимания и мышления могут быть дополнены и использованы в занятиях с любым ребенком.
С чего начать?
Больше играйте с детьми, четко называя игрушки и действия, с ними совершаемые.
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Детские игры известны с давних пор. Так, в Древней Греции в каждом городе были специальные дома для детских игр, в которых существовали особые законы и учителя детских игр.
Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка c окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Если ребенок не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо одной игрушке, хватается за все или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, например: часами заводит волчок или многократно открывает и закрывает кран с водой, - такого ребенка необходимо скорее учить играть.Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но в дальнейшем, когда у ребенка появился вкус к игре, она может продолжаться часами.
О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.
вать кукол, мальчики нее предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т. п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
- с 3 лет дети вступают в период вопросов; «Что это?», «Почему?» У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т. п. Мальчики представляют себя летчиками, шоферами, космонавтами;
- с 4 лет и мальчики и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.
Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст.
Какую выбрать игрушку?
Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.
Не следует очень маленьким детям предлагать слишком сложную игрушку. Так, например, полуторагодовалому малышу не надо давать заводную металлическую игрушку. Такой игрушкой ребенок не играет, а стучит по столу или об пол. «Неинтересная» игрушка вызывает раздражение, а игра заканчивается поломкой неподходящего подарка или слезами.
Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (подбор колец в определенном порядке).
Советуем учесть следующее:
- в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
- от 1 года до 2 лет - возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. Предложите ребенку вложить один кубик в другой или одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов - вот набор игрушек для зтого возраста;
- от 2 до 3 лет - мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесы-
Развитие точности понимания речи
1. Учите ребенка рассматривать сюжеты рисунка. Сначала лучше это делать по частям, закрыв белым листом бумаги те части картинки, которые в данный момент не рассматриваются. Например: «Покажи, кто сидит на крыльце? Кто сторожит дом?»
2. Учите ребенка хорошо понимать названия действий вне связи с субъектом или объектом действия. Например: «Кто сидит (стоит, идет, бежит, летит, прыгает, умывается, одевается и т. д.)?"
3. Развивайте хорошее понимание вопросов" где? куда? чем? на чем? кому? откуда? у кого? и т. п. Например: «Покажи, чем папа копает огород?», «Из чего ты пьешь молоко?», «На чем лежат книги?», «Чем ты будешь есть суп?» и т. д.
4. Любой ответ ребенка одобряйте. Если ответ неверен, ответьте правильно сами.
 
Оставляю себе заметочку о том, как научить ребенка пересказывать
УЧИМСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ
Короткие рассказы и методика обучения пересказу

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.
Предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

На разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
— Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
— Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
— Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
— Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
___________________________________
КАК САША ПЕРВЫЙ РАЗ УВИДЕЛ САМОЛЁТ

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

1. Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
2. Подобрать определения к словам:
весна (ранняя, поздняя, теплая);
самолет (большой, красивый, серебристый);
лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
3. Объяснить значение сложного слова самолет.
Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.
___________________________________
ЗИМА

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

1. Ответить на вопросы:
Какое наступило время года?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?
2. Объяснить значение словосочетаний:
деревья голые;
кругом снег лежит;
звери спрятались в норы.
3. Подобрать эпитеты к словам:
снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий;
коньки (какие?) — железные, острые, детские, блестящие;
лыжи (какие?) — желтые, деревянные, детские, короткие.
4. Повторить, кто где живет:
медведь — в берлоге, белка — в дупле, лошадь — в конюшне, лиса — в норе, собака — в конуре.
___________________________________
СНЕЖНАЯ БАБА

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.
Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

1. Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега?
Сколько они сделали комков?
Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки?
Что сделали потом?
Что надели бабе на голову?
2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).
___________________________________
ПРЕДВЕСТНИКИ ВЕСНЫ

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

1. Ответить на вопросы:
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)
Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.)
2. Пересказать близко к тексту.
___________________________________
ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

1. Объяснить значение словосочетаний:
гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.
2. Ответить на вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?
3. Образовать множественное число от следующих существительных:
грач — грачи,
гнездо — гнезда,
сук — сучья,
корень — корни,
птенец — птенцы,
дерево — деревья,
ствол — стволы,
пень — пни.
4. Закончить предложения:
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).
На ветке сук, а на ветвях ... (сучья).
В гнезде птенец, а в гнездах ... (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).
___________________________________
МЕДВЕДЬ

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
2. Составить рассказ-описание медведя.
3. Вспомнить загадки про лесных зверей
___________________________________
ЁЖ

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
2. Ответить на вопросы:
Кто жил в лесу?
Куда приходил еж ночью?
Что он делал с яблоками?
Куда он относил яблоки?
Что еж заготавливал на зиму?
___________________________________
КРОЛИК

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

1. Ответить на вопросы:
Какой у Миши кролик?
Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост?
Как он грызет морковку?
Чем его еще кормят?
2. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.
3. Образовать сравнительную степень прилагательного:
Красивый — красивее,
мягкий — мягче,
длинный — длиннее,
добрый — добрее,
сильный — сильнее,
толстый — толще,
тонкий — тоньше,
быстрый — быстрее,
злой — злее,
высокий — выше,
низкий — ниже.
___________________________________
ВЕРБЛЮД

В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит.

1. Ответить на вопросы:
Где живет верблюд?
Почему он может долго быть без еды и питья?
Где мы можем увидеть диких зверей?
А ты был в зоопарке?
Кого ты видел в зоопарке?
(Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т.д.)
2. Образовать прилагательные от существительных типа:
шкура льва — львиная шкура;
шкура верблюда -верблюжья шкура;
шкура медведя — медвежья шкура;
шкура лисы — лисья шкура и т.д.
___________________________________
ДРУЖОК

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

1. Объяснить значение словосочетаний:
стадо овец, отбил овечку.
2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:
Стадо пас ... (пастух).
Во дворе залаяла ... (собака).
Стадо пасли ... (пастухи).
Во дворе залаяли ... (собаки).
Утром громко пропел ... (петух).
Рано утром пропели ... (петухи).
3. Подобрать названия предметов к названиям действия.
Дружок погнался (за кем?) — за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т.д.
___________________________________
ЛЬВЫ

Живут львы парами - лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые.

1. Ответить на вопросы:
Где живут львы?
Как называются их детеныши?
На кого похожи львята?
2. Сравнить тигра и льва:
чем отличаются и чем похожи?
3. Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда).
Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т.д.
___________________________________
ОСЕНЬ

Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

1. Объяснить значение словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
2. Рассказать, чем отличается осень от весны.
3. Какие птицы улетают в теплые края?
Как называются такие птицы?
4. Образовать множественное число от существительных:
дерево — деревья, лист — листья, дождь — дожди, ствол — стволы, ветер — ветры.
Составить с этими словами предложения.
5. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:
лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
птицы — улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т.д.
___________________________________
ОСЕНЬ НАСТУПИЛА

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

1. Объяснить значение словосочетаний:
моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.
2. Дополнить предложения недостающими словами.
Осень ... (наступила).
Холодный дождь ... (моросит).
По небу ... (гуляют) серые тучи.
Желтые листья ... (падают) на землю.
3. Пересказать текст.
4. Ответить на вопросы по теме «Осень»:
Какая погода осенью?
___________________________________
ЛЕТО

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых колпачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

1. Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы изобразил он?
Видели вы их? Расскажите о них.
___________________________________
ВЕСНА

Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно — зеленые листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна.

Ответить на вопросы:
1. Что тает весной?
Что происходит весной с деревьями?
Какая одежда подходит для весны?
2. Объяснить значение словосочетаний:
Прозрачный воздух.
нежно-зеленый цвет.
Звенящий воздух.
Природа пробуждается.
3. Подобрать прилагательное:
Солнце (какое?) яркое, греющее ...
Воздух (какой?) чистый, прозрачный ...
Снег (какой?) грязный, рыхлый ...
4. Пересказать рассказ.
___________________________________
УТКА

Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет — вот до чего хороша! И закрякает:
— Кря-кря-кря-кря!

1. Ответить на вопросы:
Где купается утка?
Что она перебирает клювом?
У утки есть зеркальце?
Как крякает утка?
Утка что делает?
Купается, ныряет, перебирает перышки, чистится, любуется собой, крякает.
2. Пересказать.
___________________________________
ЖУРАВЛИ

Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнезда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его.
В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.

1. Ответить на вопросы:
Где живут журавли?
Где строят гнезда?
Как журавль охраняет гнездо?
Куда улетают журавли?
Как называются птицы, которые улетают на юг?
Каких еще птиц ты знаешь?
Журавль какой?
длинноногий, грациозный, ...
2. Пересказать.
___________________________________
ПИНГВИНЫ

В Антарктиде, на материке где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы, они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них чёрные, а белая грудка кажется шёлковой — такая она гладкая и блестящая. Детенышей у пингвинов высиживает самец, он ни на шаг не отходит от яйца, пока не появится птенец.

1. Ответить на вопросы:
Где живут пингвины
Они умеют летать? А плавать?
Какого они цвета?
Откуда появляются птенцы
2. Объяснить значение словосочетаний:
Вечная зима.
Высиживает птенцов.
3. Пересказать.
___________________________________
КОЗА (автор Е. Чарушин)

Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.

1. Ответить на вопросы:
Куда идет коза?
Кто ее ждет дома?
Что ворует коза?
Какое у козы молоко?
Коза какая?
Задиристая, вороватая, непослушная, озорная...
2. Пересказать.
3. Пересказать во множественном числе (Идут козы домой по улице, торопятся...)
___________________________________
КОШКА (автор Е. Чарушин)

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

1. Ответить на вопросы:
Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем ее покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котенок?
Кошка какая?
Сытая, довольная, мурлычащая.
А котенок какой?
Маленький, играющий, фыркающий.
2. Пересказать.
3. Пересказать от лица кошки (Я кошка Маруська, у меня...)
4. Пересказать от лица котенка (У меня есть мама-кошка, зовут ее Маруська. Она...)
___________________________________
БАБОЧКА

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок.Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

1. Ответить на вопросы:
Какое было время года?
От кого пряталась бабочка?
Что помогло ей спастись?
Как можно назвать бабочку? (находчивой)
2. Пересказать рассказ.
3. Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг...)
4. Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка...)
___________________________________
#Развитие_речи@sunmommy
 
Мы так много работали с дочкой над "р", поставила нам логопед, что теперь я с благодарностью смотрю на такие стишки и занятия. Спасибо!
 
Вчера мы с Юлей ходили на репетицию в цирк. Там жонглер дал детям попробовать покрутить такую штуку, которую подбрасывают в воздух, выступали дрессированные собачки, пони. И вот я наблюдала за некоторыми детьми, мама дала телефон ребенку и он сидел играл. Проблема развития речи резко возросла с появлением гаджетов и уменьшением времени на реальное общение. И детский сад реально выручает в этом отношении. Ведь в школе дети по большей мере тоже молчат, слушают и пишут. Стараюсь не упускать возможности как можно больше побуждать детей разговаривать.
Наталья Мыльникова - мама двоих гномиков
Страницы: 1 2 След.